Я верю в чудеса, потому что жизнь дарит их мне - не знаю, за что. Невероятно фантастична была сама
встреча с этим человеком, встреча в одной точке Земли. Она бы не произошла, если   бы не моя  любовь к
Армении, не посещения армянской церкви, не любовь к музыке, не переезд этого человека в Петербург и
 если бы не было еще одного человека, музыканта по имени Вахан , живущего очень далеко, за океаном, 
ради которого я стала разыскивать в этом городе его лучшего друга  - Варужана Епремяна.
          Так же невероятно было открытие этого человека как художника. Когда я впервые увидела его работы - сначала в журнале, который он подарил мне - я на миг задохнулась... Это было то - как мне открылось - что я
ожидала увидеть всю жизнь. Мои счастливые глаза, пробегая по цветным фотографиям, как бы сравнивали
то, что прежде было для меня неосознанным идеалом, мечтой, с тем, что реально было изображено на
страницах журнала, и видели они совпадение. Позднее, побывав в его мастерской, я поняла, что мое первое
впечатление не ошибочно. Наверно, у каждого человека есть “свой” художник. Варужан Епремян - “мой”
художник.
          Мой рассказ о нем не будет искусствоведческим. Он будет очень личностным.
          На вопрос о своем любимом цвете я всегда отвечала - изумрудный. Этим цветом художник щедро
одаривает свои работы. Это касается как абстрактной живописи, в частности посвященной религиозной
теме (“Начало”, “Сотворение”, “И стал свет”), так и жанровой. Дополненный, как правило, светящимся
золотом  (точнее   -  бело-желто-оранжевой гаммой красок) и вкраплениями красного, изумруд задает
мажорность звучания большинству картин.
          Несколько иная цветовая гамма в работах, посвященных двум временам года - весне и осени (зимы и
лета нет у художника).  Их олицетворением у Варужана всегда являются прекрасные девушки: весной -
рвущиеся к солнцу, стремительные, в сияющих красных и желтых платьях. Осенью - обретшие покой и
гармонию, одетые в наряды более сдержанных тонов. В этих работах присутствуют сиреневый,
коричневый цвета и  еще один аллегорический персонаж - черный бык. Он вовсе нестрашный. Он так же
радуется жизни, как и девушки-весны. Он так же благороден и добр, как и сам художник.
           Варужан Епремян еще потому “мой” художник, что я очень люблю танцевать и смотреть, когда
красиво танцуют другие. Его
"Танец с павлином”, “Саломея”, “Танец с быком”, “Танец” полны изящества,
грациозности, чувства. Выбранные сочетания цветов позволяют почти буквально услышать музыку,
под которую исполняются  танцы. Красный-черный-белый
(“Танец с быком”) - ритм, экспрессия, хотя и
сглаживаемая нежной пластикой танцовщицы. Желтый-оранжевый-лиловый (
Танец с павлином”) - томная,
сладкозвучная мелодия, обещающая наслаждение.
            Музыкальность - одно из свойств работ В. Епремяна. Помимо “танцевальных” картин,   она
ощущается всюду, где в руках у персонажей появляется музыкальный инструмент, всегда один и тот же
- флейта. Она   есть и в названиях отдельных картин:
“Осенняя соната”, "“Григ. “Пер Гюнт”". Надо только
прислушаться, и музыка зазвучит.
          Некоторые картины Варужана требуют к себе более пристального внимания, потому что их в большей
степени, чем иные, нужно пережить вместе с автором. К этим работам мне было интересно “примерять”
свои представления о художественном изображении  таких человеческих состояний, как покаяние,
стремление, вызов, прикосновение к вечности... Признаюсь, что не ко всему из перечисленного (а это также
и названия картин) я смогла подобрать свои образы, но Варужан сделал это за меня , и я приняла его видение.
Если пытаться назвать главные особенности творчества Варужана Епремяна - а они таковы, что его ни
с кем не спутаешь -  то это, конечно, завораживающее сияние цвета (или это “просто” свет?), динамика и
романтизм.
          Варужан - несказанно большой романтик, хотя в жизни старается это скрыть за своей сдержанно-
суровой внешностью. И не только чудесные картины на тему любви (
“Песня любви”, “Силуэт любви”)
подтверждают это. Все работы “светятся” романтизмом. Чего стоят одни только названия:
“Полет во
сне”, “Паруса души”, “Дух рассвета”, “Весенний сон”.

          И вместе с тем, его картины очень мудрые, заставляющие работать не только чувства, но и разум.
Они приглашают не только порадоваться миру, но и задуматься  - о нем, о себе в этом мире.
          Остановитесь и посидите чуть-чуть с Арлекином нового тысячелетия (так же называется одна из
последних работ художника). Может, он скажет что-то очень важное для Вас.
Рассказ о Варужане Епремяне и его творчестве был бы неполным, если не сказать, что во всех его работах,
так или иначе, присутствует Армения: то в горном горизонте со сверкающим на изумрудных горах снегом,
то в свернутых, будто отражаемых в капле воды, долинах, манящих многоцветьем и широтой, то в красках
и настроении весны и осени.
          И конечно, у Варужана есть свой Арарат -
“Новый Арарат - одноглавый красавец (как если бы смотреть
“с другой стороны”), светло и торжественно возвышающийся над суетой мира.
                        Чтобы писать так, как это делает Варужан Епремян, надо иметь очень чистую душу...

                                                   Хотите заглянуть в этот мир?

             

Hosted by uCoz