Я
верю в чудеса, потому что жизнь дарит их
мне - не знаю, за что. Невероятно
фантастична была сама
встреча с этим человеком, встреча в
одной точке Земли. Она бы не произошла,
если бы не моя
любовь к
Армении, не посещения армянской церкви,
не любовь к музыке, не переезд этого
человека в Петербург и
если
бы не было еще одного человека,
музыканта по имени Вахан , живущего
очень далеко, за океаном,
ради
которого я стала разыскивать в этом
городе его лучшего друга
- Варужана Епремяна.
Так же
невероятно было открытие этого
человека как художника. Когда я впервые
увидела его работы -
сначала в журнале, который он подарил
мне - я на миг задохнулась... Это было то -
как мне открылось - что я
ожидала увидеть всю жизнь. Мои
счастливые глаза, пробегая по цветным
фотографиям, как бы сравнивали
то, что прежде было для меня
неосознанным идеалом, мечтой, с тем, что
реально было изображено на
страницах журнала, и видели они
совпадение. Позднее, побывав в его
мастерской, я поняла, что мое первое
впечатление не ошибочно. Наверно, у
каждого человека есть “свой” художник.
Варужан Епремян - “мой”
художник.
Мой
рассказ о нем не будет
искусствоведческим. Он будет очень
личностным.
На вопрос
о своем любимом цвете я всегда отвечала
- изумрудный. Этим цветом художник
щедро
одаривает свои работы. Это касается как
абстрактной живописи, в частности
посвященной религиозной
теме (“Начало”,
“Сотворение”, “И стал свет”),
так и жанровой. Дополненный, как
правило, светящимся
золотом (точнее
- бело-желто-оранжевой
гаммой красок) и вкраплениями красного,
изумруд задает
мажорность звучания большинству
картин.
Несколько иная цветовая гамма в
работах, посвященных двум временам
года - весне и осени (зимы и
лета нет у художника).
Их олицетворением у Варужана
всегда являются прекрасные девушки:
весной -
рвущиеся к солнцу, стремительные, в
сияющих красных и желтых платьях.
Осенью - обретшие покой и
гармонию, одетые в наряды более
сдержанных тонов. В этих работах
присутствуют сиреневый,
коричневый цвета и
еще один аллегорический персонаж -
черный бык. Он вовсе нестрашный. Он так
же
радуется жизни, как и девушки-весны. Он
так же благороден и добр, как и сам
художник.
Варужан Епремян еще потому “мой”
художник, что я очень люблю танцевать и
смотреть, когда
красиво танцуют другие. Его "Танец
с павлином”, “Саломея”, “Танец с
быком”, “Танец”
полны изящества,
грациозности, чувства. Выбранные
сочетания цветов позволяют почти
буквально услышать музыку,
под которую исполняются
танцы. Красный-черный-белый (“Танец
с быком”) - ритм, экспрессия, хотя
и
сглаживаемая нежной пластикой
танцовщицы. Желтый-оранжевый-лиловый (“Танец
с павлином”)
- томная,
сладкозвучная мелодия, обещающая
наслаждение.
Музыкальность - одно из свойств работ В.
Епремяна. Помимо “танцевальных”
картин, она
ощущается всюду, где в руках у
персонажей появляется музыкальный
инструмент, всегда один и тот же
- флейта. Она есть
и в названиях отдельных картин: “Осенняя
соната”, "“Григ. “Пер Гюнт”".
Надо только
прислушаться, и музыка зазвучит.
Некоторые картины Варужана требуют к
себе более пристального внимания,
потому что их в большей
степени, чем иные, нужно пережить
вместе с автором. К этим работам мне
было интересно “примерять”
свои представления о художественном
изображении таких
человеческих состояний, как покаяние,
стремление, вызов, прикосновение к
вечности... Признаюсь, что не ко всему из
перечисленного (а это также
и названия картин) я смогла подобрать
свои образы, но Варужан сделал это за
меня , и я приняла его видение.
Если пытаться назвать главные
особенности творчества Варужана
Епремяна - а они таковы, что его ни
с кем не спутаешь - то
это, конечно, завораживающее сияние
цвета (или это “просто” свет?),
динамика и
романтизм.
Варужан -
несказанно большой романтик, хотя в
жизни старается это скрыть за своей
сдержанно-
суровой внешностью. И не
только чудесные картины на тему любви (“Песня
любви”, “Силуэт любви”)
подтверждают это. Все
работы “светятся” романтизмом. Чего
стоят одни только названия: “Полет
во
сне”, “Паруса души”, “Дух рассвета”,
“Весенний сон”.
И вместе
с тем, его картины очень мудрые,
заставляющие работать не только
чувства, но и разум.
Они приглашают не только порадоваться
миру, но и задуматься
- о нем, о себе в этом мире.
Остановитесь и посидите чуть-чуть с
Арлекином нового тысячелетия (так же
называется одна из
последних работ художника). Может, он
скажет что-то очень важное для Вас.
Рассказ о Варужане Епремяне и его
творчестве был бы неполным, если не
сказать, что во всех его работах,
так или иначе, присутствует Армения: то
в горном горизонте со сверкающим на
изумрудных горах снегом,
то в свернутых, будто отражаемых в
капле воды, долинах, манящих
многоцветьем и широтой, то в красках
и настроении весны и осени.
И конечно, у Варужана есть свой Арарат - “Новый
Арарат” - одноглавый красавец (как
если бы смотреть
“с другой стороны”), светло и
торжественно возвышающийся над суетой
мира.
Чтобы писать так, как это делает
Варужан Епремян, надо иметь очень
чистую душу...
Хотите заглянуть в этот мир?
|